С наступлением лета неизбежно встает проблема наиболее эффективного и интересного проведения отпуска. Сегодня цены на отдых за рубежом весьма демократичны и основная задача – это правильный выбор. В начале необходимо выбрать маршрут или хотя бы направление. Одновременно с выбором направления туристу необходимо обращать внимание на список необходимых для поездки документов и на их состояние. Не в последнюю очередь популярность этих четырех стран обусловлена сведением к минимуму всех формальностей. Информирование туристов является прямой обязанностью турфирмы, но иногда случается, что путевка продается даже человеку с истекшим сроком действия загранпаспорта.

Перед обращением в турфирму желательно иметь уже обдуманный список для обсуждения с менеджером:

1. Ориентировочный лимит затрат на организацию отдыха

  1. Страна и город назначения.
  2. Стоимость визы, ее включение в общую стоимость тура, порядок, сроки и условия оформления

4. Дата прилета и вылета, требования к авиаперевозчику (указание конкретного оператора и класса билета, наличие тяжелого и негабаритного багажа). В различные дни наполняемость отелей, стоимость билета и, соответственно стоимость тура могут меняться, более того у турфирмы может просто не оказаться своего блока мест на указанные даты. Когда обсуждается вопрос о продолжительности поездки необходимо обратить внимание на сроки заселения в гостиницу, время прилета и вылета. Очень часто турфирмы предлагают 7-8 дней отдыха, и лучше узнать полные ли это дни, т.к. большинство авиакомпаний осуществляют посадку рейсов во второй половине дня, а вылет утром, т.е. по большому счету два дня из указанных в путевке тратятся на перелеты, трансферы, размещение в отелях.

  1. Уровень гостиничного сервиса. Хотя звезды и являются стандартизированным знаками качества, их реальная ценность сильно варьируется, нередки случаи, когда отель 5* в Египте предоставлял худший сервис, чем отель 3* в Турции. В турфирмах есть специальные видео- и печатные каталоги отелей с фотографиями комнат и реального состояния зданий. Среди удобств особое внимание стоит обратить на наличие санузла в номере и качество водопроводной воды в данном отеле, а также на работоспособность кондиционера. Оплата телефона, сейфа, пользования бассейном, сауной и химчисткой также оговаривается отдельно.
  2. Организация питание в гостинице и в районе отдыха. Различные отели предоставляют завтрак, обед или ужин в различных сочетаниях. Если менеджер упомянул “шведский стол”, нелишне подробнее расспросить о меню, т.к. местная пища, составляющая большую часть весьма короткого списка блюд в среднем отеле, вызывает у туристов разнообразные реакции. Для жарких стран актуален вопрос включения в стоимость питания напитков, иначе придется доплачивать даже за питьевую воду.
  3. Расположение отеля. Большая часть туристов рассчитывает на отдых на море, поэтому расстояние до моря должно быть кратчайшим, пляж должен быть песчаным и хорошо оборудованным, а прибрежные воды и грунт – пригодными для плавания. Обычно отели строятся на береговой линии, однако шанс быть заселенным в отель второй линии через дорогу или в 100-300 метрах от пляжа весьма велик, в то же время вторая линия обычно несколько дешевле. Нередко случается что отель декларирует наличие бесплатного пляжа, но он может оказаться крайне маленьким и необустроенным, тогда как рядом раскинулся золотисто-песчаный платный пляж. Оплата пляжа, пользования оборудованием не всегда входит в стоимость путевки, равно как и различные гостиничные услуги, поэтому их надо оговаривать заранее. Нелишне выяснить и состояние окружающей среды вокруг гостиницы. Случаи, когда туристы отдыхали в 5-звездочном отеле между свалкой строительных отходов и стройкой новой гостиницы, стали настоящей классикой турбизнеса.
  4. Добавленные услуги – посещение достопримечательностей, аттракционы и спортивные мероприятия. Очень часто при покупке тура возникает вопрос посещения различных достопримечательностей, и турагенты стараются включить заинтересовавшие клиента экскурсии и услуги в общую стоимость тура. На месте все эти услуги будут стоить на 10-30% дешевле, но придется поискать их продавцов на незнакомой местности, более того за качество и безопасность экскурсии ответственности ваша турфирма уже нести не будет.
  5. Условия страхования. Часто фирмы покупают самый дешевый (от 5 долларов с лимитом ответственности до 30 тыс. долларов) полис страхования жизни и здоровья и включают его в стоимость тура. При поездках в экзотические страны желательно заключить отдельный полис страхования здоровья (не забыв при этом исключить из стоимости тура стандартный полис). Отдельно стоит остановиться на экстремальных видах спорта. При несчастном случае на погружениях или сплаве по горным рекам ответственность, скорее всего, не понесет ни организатор, ни турфирма, ни даже страховщик, турист сам подпишет бумагу о снятии всякой ответственности с других лиц при несчастном случае.
  6. Порядок бронирования, оформления, суммы предоплаты и неустойки, крайние сроки выкупа тура и сроки получения на руки путевки и авиабилета также лучше оговорить заранее, что бы знать цену изменения своего решения относительно организации отдыха.

До посещения турфирмы скорее всего придется обговорить эти детали не с одним десятком турменеджеров. Обычно туристы среди всего массива информации после телефонных переговоров выбирают приемлемые цены на определенный продукт и далее сопоставляют данные отобранных по ценовому критерию турфирм с собственными представлениями о нужном уровне сервиса и услугах.

Выбрать надежную фирму из этого, ставшего весьма скромным, перечня организаций не очень просто. Поэтому можно опираться на следующие параметры, которые, правда, даже в комплексе не гарантируют абсолютной надежности:

  1. Срок работы турфирмы на рынке. Желательно чтобы этот срок был не менее года-двух, хотя существуют весьма крупные и работающие уже десяток лет фирмы, о деятельности которых постоянно поступает только негативная информация.
  2. Репутация. Весьма условный параметр, но если туристу порекомендовали фирму знакомые, он прочитал хорошие отзывы (как заказные так и настоящие) других туристов и специалистов, неоднократно видел ее рекламу по данному направлению в СМИ, то скорее всего турист предпочтет именно эту фирму при прочих равных условиях. В тоже время имидж турфирмы – лишь вопрос вложенных в него денег, а не реального качества работы.
  3. Наличие лицензии. Все необходимые документы сегодня есть практически в каждой турфирме, в то же время их наличие не дает ни каких гарантий качественного обслуживания. Сертификаты, награды и медали сегодня обязательный атрибут на стенах офиса любой турфирмы.
  4. Организация работы в офисе. Именно работа, а не качество ремонта в офисе и его месторасположение дают представление об уровне контактов турфирмы с контрагентами и клиентами. Если в просторном офисе скучает дюжина менеджеров, а в тесном подвальчике два человека одновременно говорят с Египтом, авиакассой и с туристами, то больший интерес вызывает именно последний адрес.
  5. Специализация турфирмы. Это пожалуй основной критерий позволяющий сэкономить и заранее точно выяснить все об организации отдыха. Если фирма готова отправить туриста в любую точку мира, в тоже время менеджер не может четко и сразу ответить на вопросы о перелете, гостинице, экскурсиях и температуре воздуха – скорее всего это обычный агент-перекупщик. Стремление найти туроператора не всегда заканчивается успехом. Самый простой способ выявить его – это посмотреть на реквизиты и печати в турпутевке, т.к. агенты часто покупают их уже полностью заполненными. Очень часто большая фирма является оператором на одних направлениях и агентом на других, поэтому здесь необходимо использовать данные СМИ и советоваться с независимыми специалистами. Специализация в туризме обеспечивает хорошее знание менеджерами всех особенностей каждого предлагаемого тура, самих туров обычно не очень много, но каждый из них хорошо проработан.

Обсудив все детали, необходимо составить весьма подробный договор, т.к. именно он будет являться основным документом, обосновывающим возможные претензии. При заключении договора важна не форма, а содержание и если туриста не устраивает предлагаемый турфирмой стандартный договор, то он имеет право оговорить некоторые особые условия. Если фирма отказывается это сделать – это косвенно свидетельствует об истинном уровне ее профессионализма, тем более что всегда можно найти другую. Все указанные ранее условия могут быть отражены в договоре и это будет стимулом для организации туристу отдыха на требуемом уровне.

При покупке тура турист получает свой экземпляр договора, туристичекую путевку и ваучер (voucher), составленный на английском языке с использованием международных туристических терминов, если турист едет без группы и без сопровождающего от турфирмы, то именно по ваучеру он будет получать услуги в стране пребывания, поэтому рекомендуется ознакомиться с содержанием и этой бумаги.

Если после кропотливого составления всех документов и тщательного выбора фирмы во время отдыха оказывается, что уровень сервиса не соответствует описанному в договоре, то необходимо обратиться к тур-лидеру (это человек, который встречает рейс и расселяет его по отелям, и теоретически должен ежедневно посещать туристов, и предлагать турпродукты принимающей стороны). С его помощью нужно зафиксировать расхождения между реальностью и представлением о ней в России на бумаге. Это будет единственный весомый аргумент в спорах с турфирмой по возвращении, тем более что претензию по закону о туристической деятельности можно предъявлять лишь в течение 20 дней после возвращения.

Если во время перелета происходят различные нестыковки, то к этому нужно относиться как к неизбежной плате за экономию на стоимости авиабилета, многочасовые задержки чартерных рейсов, неудобства в аэропорту стали почти нормой. Несостоявшийся вылет - нередкая ситуация, доставляющая больше всего проблем нашим туристам. Отмена чартерного рейса из-за поломки самолета может привести и к невозможности вылета в течение нескольких дней, соответственно нарушаются графики заселения и отменяются уже зарезервированные экскурсии. Турфирма в любом случае несет убытки и часто не желает возвращать туристу его деньги да еще и с компенсацией. Советуем внимательнее отнестись к трактовке форс-мажорных обстоятельств отправляющей стороной

Комментарий от 24 апреля 2001 г.

На основе данного материала мною опубликована статья в одном серьезном издании и попытки перепечатки без согласования с редакцией постоянно контролируются специальным отделом.

Hosted by uCoz